«Добро» и «Зло»: резонанс на всю школу

29 июня 2017

Из опыта преподавания основ православной культуры в Насвинской школе
Учитель истории и основ православной культуры Насвинской школы ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА РОМАНОВА – признанный профессионал. На межрайонной конференции по духовно-нравственному воспитанию одним из самых интересных и содержательных было признано её выступление.
Сегодня мы размещаем его  (с сокращениями), чтобы родители лучше узнали, что такое ОПК, и о том, как заинтересованно работают педагоги.

Жизнь ребёнка в маленькой деревне
В Насвинской средней школе предмет «Основы православной культуры» (ОПК) преподается 9 лет.
… Жизнь ребенка в маленькой деревне очень часто грустна и безрадостна. При живых родителях ребята одиноки. Родители пытаются заработать на пропитание, времени детям уделяют очень мало. Многие дети проживают в проблемных, пьющих, малообеспеченных семьях. Зачастую стресс взрослые снимают водкой. Если в городских условиях у детей есть возможность посещать центры дополнительного образования, музеи, кинотеатры, они могут пообщаться с психологами, то в деревне такая возможность отсутствует. Даже посещение храма является проблемой, так стоимость билета в Новосокольники непомерна для многих семей.
Дети, у которых есть Интернет, находят утешение в нем. И нельзя осудить их за то, что они с таким нетерпением и трепетом ждут сообщений, ведь только так ребята чувствуют, что кому-то важны и нужны... В школе они тоже замучены экзаменами, мониторингами, ВПP и прочими проверками. Предметов много, а вводится еще и ОПК. Неужели и этот предмет добавит просто еще один учебник в тяжелый портфель и забьет голову очередной ненужной информацией?
Но я полагаю, что именно у предмета ОПК есть потенциал стать уроком, на котором дети смогут забыть о своих проблемах и узнать, что есть альтернатива этой безрадостной действительности, что их ценят, что они кому-то нужны, что Бог возлюбил их так, что отдал за них свою жизнь. Православие - это религия радости, а урок ОПК должен также стать предметом радости и любви.
Еще святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподававший Закон Божий более 30 лет, говорил, что нельзя низводить этот урок до уровня обычного предмета. Знаниевый компонент не является главной целью обучения этому предмету. Батюшка Иоанн говорил: «Чему только в наших школах ни учили - одному лишь только не учили: как бороться с грехом, хранить душу в чистоте, верности, любви и правде».
Ребенок должен с удовольствием посещать эти занятия, иначе никаких целей мы не достигнем.
Что волнует наших детей? Какие проблемы у них? Чем они живут, на что возлагают надежды? В начале учебного года в качестве диагностики с ребятами был проведен опрос. Детям было предложено два вопроса: «О чем бы вы хотели спросить Бога?», «О чем бы вы хотели попросить Бога?». Ответы детей нельзя читать без улыбки, а порой и без слез:

- Ты живешь на небе? А почему тогда я тебя не вижу?
- Почему в мире много Богов?
- Почему у меня не белые волосы?
- Почему ты не делаешь уроки за нас?
- Когда меня перестанут бить?
- Почему мне так тяжело?

Дети просят:
- Господи, хочу на море, на всю жизнь.
- Хочу много шоколада.
- Хочу учиться на пятерки.
- Боженька, сделай так, чтобы мои родители были здоровы.
- Можно тебя попросить, чтобы мама была доброй.
- Чтобы не было зла и ненависти в мире.
- Чтобы близкие не умирали.
- Чтобы Бог дал мне руку, пожал и сказал: «Учи уроки, Валера!»

Наши дети, хоть и живут в трудных условиях, остаются добрыми и отзывчивыми. При изучении темы «Храм» мы учимся на уроке писать записки «О здравии» и «Об упокоении». Наши дети готовы молиться за весь мир, почти всегда забывая вписать свое имя. Они просят здравия всему миру, всем людям на земле, Путину, молятся об упокоении всех умерших родственников, «за всех на небе у Бога», «за всех упокоенных мира», за Архимеда, Пушкина, Лермонтова.
Наши дети хотят стать лучше, искоренить свои вредные привычки. Покаяться Великим постом большинство детей не имеют возможности, так как родители в храм не ездят. Но избавиться от самого значимого для них греха мы пытаемся. Договорились, что ребята честно и анонимно, кто хочет, запишут на бумажке тот грех, который им особенно ненавистен и противен, и весь пост будут стараться с ним бороться.
Все бумажки мы кладем в конверт и запечатываем до Пасхи. После Пасхи конверт вскрывается, и если дети просят достать и прочитать, что же там было такое, читаем и разбираем, удалось избавиться или нет. Бумажки дети не подписывают, поэтому участвуют с удовольствием. Бывало, что в процесс включались и старшеклассники. Сколько же радости на детских лицах, когда оказывается, что удалось исправиться! Чаще всего дети хотят избавиться от лени, что прекрасно получается весной при посадке картошки и копке грядок, если Пасха поздняя.

Приобщайтесь к чудесному миру
Первое правило преподавания ОПК - заинтересовать ребенка, удивить, дать ему возможность прикоснуться к сакральному, чудесному миру веры и русской православной культуры. На помощь нам здесь приходят информационно-компьютерные технологии, тем более что по новым стандартам их использование является обязательным. Но необходимо помнить, что по санитарным нормам их можно применять не более 20 минут, с перерывами.
Если выбирать для урока между видео и презентацией, то преимущество за последней, ведь с видеоряда усваивается только 20 процентов информации - это ПАССИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ БЕЗ РАБОТЫ УМА. Работа с презентацией предполагает более серьезную умственную активность, вдумчивость.
Необходимо показать детям на конкретных морально-этических примерах из жизни, как наши современники поступают по заповедям, по-христиански. Хорошо использовать отрывки из новостных программ, посвященные современным героям и просто хорошим и отзывчивым людям, таким, как полицейский, отдавший свою куртку и варежки замерзающим на трассе в буран; крановщица, которая отвела горящий кран от дома и спасла людей; школьница, спасшая на пожаре маленьких соседских детишек или добрый самарянин-калининградец, который остановился на скоростной трассе, чтобы поднять с асфальта упавшего котенка, тогда как другие 33 человека проехали мимо…
Уместно принести на урок предметы, связанные с материальным миром православной культуры: свечи, ладан, масло, ладанку, просфору, помянник и другие. Есть ведь дети, которые никогда не бывали в храме, и сам вид этих вещей вызывает у них удивление. Рождественские дары волхвов младенцу Христу можно, конечно, посмотреть в презентации, но гораздо приятнее их подержать в руках. Тему грехопадения невозможно представить без настоящего яблока, которое обязательно нужно принести на урок. Желательно принести даже два - красивое, здоровое и другое - с червоточинкой. Разломив последнее, можно будет увидеть, как гниль постепенно расползается и заражает плод, как и грех - душу человека. Наглядный пример всегда более убедителен, чем многословные объяснения.
На уроке ОПК обязательно должна звучать музыка. Очень нравятся детям записи колокольного звона. Некоторые презентации сразу сделаны со звуковым сопровождением, что придает уроку торжественный, возвышенный настрой. Уместно прослушивание фрагментов православных песнопений пи иностранных языках. Молитву «Отче наш» можно прослушать и на английском, и на греческом, и на любом другом языке.
Я убедилась, что детям очень нравятся сербские пасхальные песнопения, молитвы на греческом. Душа-христианка не имеет языка, поэтому дети сами очень удивляются и радуются, когда, не зная сербского и греческого, абсолютно точно делают перевод…
Благодаря интернет-ресурсам можно заочно посетить Троице-Сергиеву Лавру, Оптину Пустынь, Московский Кремль, другие святые места.

Повторили опыт японских исследователей
Из удачного опыта нашей школы - проект «Чудесные свойства воды», осуществленный учениками 5 класса. Тема «Крещение Господне» стала отправной точкой для этого проекта. Ребята изучали свойства святой воды, ее воздействие на организм.
Известно, что под влиянием добрых и злых слов вода меняет свою структуру, под микроскопом это видно хорошо. Самая равномерная и четкая структура образуется под воздействием молитвы. Японские ученые сняли даже документальный фильм об этом явлении.
Наши дети решили повторить опыт японских исследователей. Длился эксперимент с 19 января по 25 мая 2016 года. Взяты были два образца воды обычной, которую разлили в одинаковые банки. Для ускорения процесса в банки дети добавили рис.
Над одной банкой были произнесены слова позитивные: добро, любовь, совесть, над другой - негативные: зло, предательство, ненависть. Ребята подписали банки «Добро», «Зло» и убрали в разные шкафы. Периодически проверяли.
В дальнейшем было экспериментально подтверждено, что вода с надписью «Добро» сохраняла свежесть и прозрачность на протяжении всего эксперимента, а вода «Зло» испортилась, зацвела, а рис покрылся черной густой плесенью.
Выводы из эксперимента и из проекта дети сделали правильные. Учитывая, что тело человека состоит большей частью из воды, брань, негативные слова действуют разрушающе не только на воду, но и на самого человека.
Посмотреть результаты эксперимента приходили учащиеся всех классов; некоторые были так удивлены, что даже сомневались в подлинности эксперимента. Так что проект оказался значимым и резонансным для всех.