«Обучая других, учусь сама»

21 апреля 2017

Героиня данного материала - финалист областного конкурса «Учитель года-2017» Ольга Владимировна Боботунова
… После того, как переступаешь порог здания начальной школы второго корпуса средней школы, сразу окутывает насыщенный, густой запах свежих булочек и едва уловимый - мела и краски. В первой половине дня всё здесь «гудит» от шумных ребят. После обеда, когда заканчиваются уроки, школьники расходятся по домам, кто-то из них всё ещё занят учебными делами, кружками, а педагоги готовятся к новому учебному дню…
Мне довелось прийти в школу именно в это время.В коридоре на втором этаже – длинная вереница дверей в учебные кабинеты, где школьные науки постигают первоклашки, второклашки, третьеклашки…
Один из них – кабинет под номером 19. В нём учатся ребята из 2-б. На двери табличка «Победитель в конкурсе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2013 году». Здесь работает учитель начальных классов с многолетним стажем Ольга Владимировна Боботунова.
Переступив порог этого кабинета, все: и дети, и взрослые - попадают в замечательный город Доброград. Всё здесь пестрит от ярких картинок, наглядного материала, уютных рукодельных мелочей. Нет сомнений, что жителям этого города живётся в нём очень комфортно.
 Совсем недавно Олга Владимировна вернулась из Пскова, где принимала участие в областном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года-2017» и добилась очень высокого результата – вошла в пятёрку финалистов. Не терпится услышать из её уст все подробности этого педагогического состязания!
- Ольга Владимировна, расскажите о конкурсе.
- Конкурс состоял из двух этапов. Сначала нам, конкурсантам, предстояло пройти заочный этап: представить мини-эссе «Я – учитель», инновационный педагогический опыт по проектной деятельности в он-лайн режиме в форме вебинара, видеозапись фрагмента урока, свой личный сайт. Также нужно было в дистанционной форме ответить на вопросы жюри.
Из 26 конкурсантов в очный тур прошли 13 человек. Участники были из разных концов нашей области: Печор, Дедовичей, Великих Лук, Острова, Пскова, Псковского района. В очном туре учителям нужно было провести открытый конкурсный урок на предложенную тему, сделать самоанализ урока, ответить на вопросы жюри. Конкурсные уроки мы проводили в Центре образования «Псковский педагогический комплекс». К участию в мастер-классе и пресс-конференции были допущены восемь учителей, набравших наибольшее количество баллов. По итогам заочного тура я шла на третьем месте. Пройдя все этапы очного тура, оказалась в пятёрке финалистов.
- Как Вы стали участницей?
- По настоятельной рекомендации администрации школы и районного Управления образования, а также получив одобрительную поддержку своих коллег, я согласилась на участие в конкурсе. Если бы не мой коллектив, я бы не решилась на этот шаг.
- Ольга Владимировна, тяжело было проводить урок в классе, где учатся незнакомые дети?
- В принципе, ничего страшного в этом нет. Главное – правильно настроить себя в самом начале урока. Я проводила урок – мини-учебный проект по окружающему миру во 2-а классе. Мы изучали очень сложную тему «Путешествие в тёплые края. Зона тропических пустынь и саванн». В нашей школе эту тему проходят в четвёртом классе. В Псковском педагогическом комплексе зоны тропических пустынь и саванн изучают уже во втором. Дети очень хорошо работали на уроке. Мне понравилось вести урок в этом классе.
- Какую оценку Вы дали сами себе?
- Для меня самая высокая оценка заключалась в том, что после урока дети подошли ко мне и поблагодарили за него, а ещё сказали: «Нам очень понравилось работать на уроке. Приходите к нам ещё!»
- Какие вопросы задавали на пресс-конференции?
- Загружен ли учитель работой?Нужно ли иметь свой сайт?Довольны ли мы учебными программами?
- А что спрашивали дети?
- Стоит ли после окончания школы поступать в педагогический университет?
- И что Вы ответили?
- Если чувствуешь, что к этому тянется твоя душа, что это твоё призвание, то, конечно, да. Хотя – вы не представляете – некоторые участники конкурса на пресс-конференции не советовали детям этого делать!
- Ещё один этап конкурса – проведение мастер-класса. Чем Вы удивили своих коллег из области?
- Мой мастер-класс назывался «Лэпбук как средство обучения и результат проектной деятельности». Вместе с учителями мы создали лэпбук «Учитель года».
- Что же такое лэпбук?
- Это новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками – папка или мини-книжка, в которую систематизированы знания по какой-либо теме. В ней много кармашков и конвертиков. Детей привлекает в работе по созданию лэпбука процесс творчества, игры, исследования.
- Ольга Владимировна, одно из главных условий конкурса – у учителя должен быть свой личный сайт. Как Вы считаете, он необходим в работе педагога?
- Я считаю - да. Кстати, этот вопрос был задан нам на пресс-конференции, и тогда я ответила то же самое. Мне, как руководителю школьного методического объединения учителей начальных классов, он очень помогает в работе. Мой сайт «Доброград» работает с сентября 2016 года. На сайте собрана различная информация: дети могут найти всё необходимое для подготовки к урокам, родители – полезные материалы по воспитанию ребёнка, узнать новости из жизни класса, педагоги – познакомиться с моим педагогическим опытом.
- Что дало Вам участие в конкурсе?
- Уже в первый конкурсный день нам задали вопрос: что для Вас конкурс «Учитель года?» Ответы были разными. А я сказала, что для меня конкурс – это испытание. Конкурс стал непростой работой, но сложности не испугали, а, наоборот, мобилизовали, заставили сосредоточиться, оглянуться на свой педагогический опыт и обобщить его.
- А что было самым сложным в конкурсе?
- На всё найти время. Заочный этап проходил с 1 февраля по 22 марта. Нужно было вести уроки, как обычно, и при этом готовить материалы на конкурс.
- Сколько лет Вы работаете в школе?
- 26 лет.
- Вы, наверно, с детства хотели стать учителем?
- Да. Идеалом для меня стала моя первая учительница Лидия Фёдоровна Морозова. В детстве мне хотелось быть похожей на неё. Так сложилось, что когда-то я сама училась в этом кабинете, а теперь веду здесь уроки. Армия моих учеников за время моей работы в школе велика, и каждого я помню, каждым я горжусь.
- У Вас есть своё педагогическое кредо?
- Проходят годы, как уроки,
  В семье взрослеют сыновья.
  И я, как мать и как учитель,
  Всегда учусь ещё сама.
Моё педагогическое кредо так и звучит: «Обучая других, учусь сама». Пока учу детей, я вечный ученик.

***
Быть учителем – значит неустанно трудиться
Конкурсное мини-эссе Ольги Владимировны написано от имени обычной шариковой ручки, которая наблюдает за работой учителя. Вот отрывки из него:
«…Разными дорогами приходят в школу учителя, и по-разному складываются их школьные судьбы… Для профессии недостаточно только желания быть учителем. Этот процесс становления сложен и долог…»
«…Вот наблюдаю за учениками на перемене. Какие они все разные эти дети: разные по характеру, по поведению, по уровню развития и воспитанности. Мне кажется, что Ольга Владимировна и улыбается каждому ребёнку улыбкой, которая нужна именно ему и именно сейчас. Одному она подарила улыбку поучительную, другому улыбку, вселяющую надежду, что всё у него получится, а этому, чтобы не ругать, она бросила предупредительную улыбку…»
«…Я уверена, что любовь и уважение детей нельзя заслужить, вооружившись только современными методиками и концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души…»
«…Как говорил Джон Дьюи, основатель  метода проектов, что «если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра». Так как же надо учить по-новому, чтобы не украсть «завтра» у детей и создать будущее нашей страны? Прежде всего, надо учителю учиться самому…»
«…Девизом к обучению сегодняшних детей могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами…»

***
Душа школьного коллектива
Тамара Антиповна Шедченкова, заместитель директора по учебной работе:
- Ольга Владимировна – серьёзный, грамотный, творческий, активный учитель. Она всегда стремится быть в курсе всех нововведений в образовании и успешно применяет их в своей работе.
За годы работы в школе Ольга Владимировна выстроила свою методическую систему, основанную на принципах разумного сочетания традиционных и инновационных технологий.
Восьмой год Ольга Владимировна является руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов. Она активно участвует в работе педагогических советов, часто выступает на них и делится опытом своей работы.
Ольга Владимировна – душа школьного коллектива. Она заслуженно пользуется авторитетом среди коллег и родителей учеников. Она не стоит на месте, постоянно учится и помогает учиться другим.