Н.В. Пасуев: «Доверие и взаимопонимание – без них не быть успеху»


Интервью с председателем Собрания депутатов Новосокольнического района - Николай Владимирович, давайте вспомним Ваш путь в районном Собрании депутатов.
- Избирался в Собрание депутатов района, начиная с 1998 года в четырех  созывах, то есть, почти 20 лет. Первый созыв длился два года – 1996-й  и 1997-й годы; следующий – четыре года, все последующие – по пять лет. В первый раз меня избрали районным депутатом в марте 1998 года, во втором созыве. Тогда заместителем главы района по работе с депутатами на общественных началах был уважаемый Петр Петрович Каскевич, очень вдумчивый и мудрый человек. Он с высокой ответственностью относился к каждому правовому акту, вносимого на сессии, требовал тщательной подготовки плановых и контрольных вопросов.
В третьем созыве на эту общественную должность избрали Владимира Николаевича Баранова, который к тому времени уже имел опыт депутатской работы и руководства нормотворческой комиссией, а по регламенту председатель этой комиссии являлся заместителем главы района по работе с депутатами. Я в то время работал в бюджетной комиссии.
Далее менялся Устав района, регламент работы Собрания депутатов, была предусмотрена должность председателя Собрания депутатов (на общественных началах), и в марте 2007 года на эту должность избрали меня.
- Скажите, в этой работе полезен опыт?  Или каждый раз все приходилось начинать с нуля?
- Опыт всегда полезен, тем более, что представительный  орган местного самоуправления избирается населением и представляет, прежде всего, его интересы. Одной из основных функций Собрания депутатов является контроль  над ходом исполнения вопросов местного значения, определенных федеральным и областным законами о местном самоуправлении и Уставом района.
Очень важно, и это с опытом понимаешь все глубже, суметь консолидировать все политические силы, исполнительную и представительную ветви  местного самоуправления на решение общих задач.
Благодаря тому, что в нашем районе удавалось достигать довольно плодотворного взаимодействия  тех сил, о которых уже сказано, в сравнении со многими другими районами у нас удалось сохранить и даже по отдельным направлениям увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции. Хотя мне, представителю старшего поколения руководителей сельскохозяйственных предприятий, не все нравится в том, что происходит в этой отрасли в стране в целом и в области, наш район на этом фоне смог вначале своими силами, без инвесторов, сохранить производство. В районе и до сих пор удерживается одним из самых низких налог на землю сельскохозяйственного назначения, а в девяностых годах это имело большое значение для поддержки хозяйств.  Потом, как говорится, не на пустое место проще было найти  подходящих инвесторов, которые бы производили и перерабатывали получаемую продукцию, а не просто отмывали финансовые вложения - таких примеров по стране, к сожалению, немало.
Примерно то же происходило  в строительной отрасли, ЖКХ, на транспорте. Мы всегда старались, чтобы процессы приватизации, реорганизации, реструктуризации как можно безболезненнее проходили на предприятиях, находящихся в границах нашего района, к какой бы отрасли они ни относились.
- Что Вы можете сказать о деятельности депутатского корпуса пятого созыва?
- Все те процессы, о которых говорилось выше, происходят и по сей день.  В результате дебатов депутаты вместе с Администрацией  района, как правило, находят компромиссные решения. Практически на всех стратегических направлениях развития района исполнительный орган находит поддержку Собрания депутатов  и, опираясь на неё,  действует решительно. Ведь во многие государственные программы удавалось входить только на условиях софинансирования, то есть с вложением средств местного бюджета. К примеру, строительство  стадиона в городе, ремонт дворовых территорий, дорог внутри населенных пунктов, газификация города и некоторых деревень и другое. Только благодаря поддержке и пониманию со стороны депутатского корпуса многие из этих мероприятий стали возможны.
- А как в Собрании налажено взаимодействие с представителями различных политических партий?
- Основной костяк, на который опирается исполнительная власть в своих действиях - это фракция партии «Единая Россия», но не игнорируются и разумные предложения представителей других партий. Например, с подачи коммунистов была внесена в программу и отремонтирована дорога на Птахинскую высоту и сам памятник. ЛДПР участвует в поддержке детей-сирот и представителей других слабозащищенных слоев населения через службу соцзащиты. Представитель партии Справедливая Россия И.А. Фадеев сам является авторитетным руководителем,  ответственным человеком и многие вопросы видит именно с точки зрения хозяйственника. К его мнению прислушиваются на депутатских комиссиях, в Администрации.
- Основной формой деятельности Совета являются сессии. Что можно сказать по результатам их проведения?
- Сессии готовятся заранее, согласовывается повестка дня, если необходимо, создается рабочая комиссия по подготовке вносимых вопросов. Ход подготовки к сессии и проекты решений предварительно обсуждаются на заседаниях депутатских комиссий. Иногда накал страстей проявляется именно на предварительных обсуждениях вопросов сессии на комиссиях, обычно здесь достигается консолидация сил и вырабатывается единое решение.
Бывает, что вопросы вносятся на рассмотрение сессий повторно, если депутаты не получили достаточной информации и компетентных ответов на поставленные вопросы. Так было с рассмотрением вопроса по медицинскому обслуживанию населения. Депутаты дважды в течение полугода возвращались к этому вопросу, добиваясь ответов на все поставленные от имени населения вопросы, хотя полномочие по медицине передано сейчас на региональный уровень, и мы могли бы, кивая на это, спустить вопрос на тормозах.  То же происходило с вопросами по организации перевозки пассажиров автотранспортом, особенно детей. Этот вопрос отрабатывался до мелочей. Торговля, коммунальное обслуживание, правоохранительная деятельность и другие направления, где затрагиваются интересы населения, мы не обходим, вносим на обсуждение, вырабатываем решения, учиняем спрос с руководителей.
- Одна из особенностей местного самоуправления - постоянное и тесное сотрудничество между представительной и исполнительной ветвями власти. Удавалось ли вам работать в одной связке?
- Конечно, мы сейчас с вами об этом и говорили, если ставить друг другу палки в колеса, ничего хорошего из этого не выйдет.  
- По каким вопросам жители района чаще  обращаются к депутатам районного Собрания?
- По медицинскому, торговому обслуживанию, проблемам коммунального комплекса, в т.ч.  по водоснабжению и очистке территории, по состоянию дорог, автобусному сообщению, сохранению лесов.
- Хотелось бы услышать Ваше мнение о роли депутата районного Собрания в решении вопросов местного значения.
- Исполнительной власти всегда нужна поддержка и мудрый совет, и это она получает от  представительного органа.  Мы ежегодно заслушиваем отчет Главы района о работе Администрации за  предыдущий год. Финансовое управление постоянно отчитывается об исполнении бюджета. Все наши решения, особенно нормативного характера, обнародуются. Этот порядок исполняется четко. 
Порядок нужен во всем, только при этом условии  будет достигнута эффективная бесперебойная работа «государственной машины» на благо всех граждан. Депутатов всех уровней призываю к самому обычному порядку, а значит к ответственности и профессионализму в выполнении своей роли, которая доверена избирателями.
- Какие пути развития района Вы видите на ближайшие пять лет?
- В работе любого состава важно, как наполняется наш бюджет. Это – особая забота всех депутатов и руководителей исполнительных органов. В нашем районе собственные бюджетные доходы  неплохие, основным является подоходный налог. Однако, к сожалению, за время моей работы  в Собрании процент отчисления этой составляющей районного бюджета не раз изменялся и не в сторону увеличения, большая часть местных средств идет в вышестоящие бюджеты. На сегодня, в консолидированный бюджет района (с учетом волостей) поступает порядка 20% от подоходного налога. В разных районах он разный. Мы относимся к районам-донорам, а есть районы, где низка налогооблагаемая база, и они поддерживаются областью за счет  увеличения  отчислений  от налогов до 50 и выше процентов. Получается, что поощрение дается за слабую работу по развитию района. Я считаю, что такое распределение налогов несправедливо. Надо поощрять тех, кто добивается результатов, а всех других заставлять подтягиваться до их уровня.
Хочется сказать, что выборы представительных органов власти – это не только выбор конкретных людей. По большому счету это выбор качества жизни каждого жителя, поскольку ими во многом определяется уровень и динамика развития территории. Впереди много  дел. Фактом стал подъем экономики и эмоционального состояния людей. На этой волне надо еще более настойчиво укреплять доверие граждан к власти. Только на доверии и взаимопонимании можно решить любую проблему и добиться успеха.
Очень многое в том, какое будущее нас ждет, зависит от молодого поколения. Нам надо работать и воспитывать свою смену таким образом, чтобы она стала  настоящей опорой государства  во всех делах.