Лишь ДОБРОМ и ЛЮБОВЬЮ можно открыть сердце человека…

8 июня 2018

В средней школе города Новосокольники прошла XVII конференция духовенства и работников сферы образования «Духовно-нравственное воспитание: традиции, опыт, проблемы».
В ней приняли участие священнослужители, преподаватели воскресных школ Великолукской епархии, педагоги образовательных учреждений Псковской области.
Работе конференции предшествовали открытые занятия. Вниманию гостей были представлены следующие открытые уроки.
Занятие кружка основ православной культуры во 2-а классе «Православный календарь». Учитель М.А. Попова.
Классный час во 2-в классе «Моя семья – моё богатство». Учитель Г.А. Копылова.
Урок русского языка в 6-а классе «Научи меня, Боже, любить». Учитель Г.В. Мельникова.
Урок для учащихся 10-б класса «Храм – корабль спасения» в Храме Святителя Николая провела педагог дополнительного образования Т.М. Прощенкова.
На открытии конференции с приветственными словами к её участникам обратились директор средней школы города Новосокольники С.А. Кубло, Управляющий Великолукской епархией епископ Великолукский и Невельский Сергий, заместитель Главы Администрации района Т.Н. Лисица и врио начальника районного управления образования Г.В. Баранова.
Все отметили значимость этой конференции – важной и долгожданной. Вот уже 17-й раз в Новосокольники приезжают педагоги и священнослужители из разных районов области, чтобы вновь и вновь делиться своими размышлениями и опытом работы в таком важном деле духовно-нравственного воспитания детей. Эту встречу ждут, к ней готовятся, её любят.
Управляющий Великолукской епархией епископ Великолукский и Невельский Сергий в своём выступлении подчеркнул: «Воспитать человека можно только любовью и добром. Только они смогут открыть особенное сердце ребёнка».
Татьяна Николаевна Лисица от себя лично, от имени Главы района В.Н. Соловьёва, районного Собрания депутатов поблагодарила директора школы С.А. Кубло за сохранение традиций и за то, что данная конференция известна далеко за пределами района, и с каждый годом на ней присутствует всё больше гостей. Также Т.Н. Лисица выполнила приятную миссию – вручила благодарственные письма: С.А. Кубло – от казахской делегации, участники которой уже стали постоянными гостями на мероприятиях, посвящённых празднованиям Дня Победы и Дня освобождения города и района от немецко-фашистских захватчиков, и З.К. Буловой – бывшему заместителю Главы Администрации района и бывшему председателю комиссии по делам несовершеннолетних (в 2018 году исполняется 100 лет со дня образования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) и постоянному участнику конференции.
Одна из традиций конференции – творческие выступления детей. Гостей приветствовали вокальная группа «Домисолька» и учащиеся 9 класса Яна Зорина и Снежана Филатова.

Первоучители и просветители
Так сложилось, что школьная конференция «Духовно-нравственное воспитание: традиции, проблемы, опыт» проводится в преддверие Дня славянской письменности. Поэтому очень актуальным было выступление руководителя отдела религиозного образования и катехизации Великолукской епархии протоиерея Сергия Матвеева «Наши первые учителя. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». Живо, доступно, непосредственно отец Сергий за довольно небольшой промежуток отведённого на выступление времени рассказал о такой обширной теме, о святых, создателях славянской азбуки, их жизни, деятельности и её значении для всех нас.

Украдите у себя час
Опытом работы школы по проекту «Семья и Отечество в моей жизни» поделилась заместитель директора школы С.А. Рачеева:
- Неоспоримо утверждение, что семья считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка.  Но трудно оспорить и то, что  успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. В этом нам помогает метод проектов. За плечами три реализованных проекта, отражающих работу нашей школы по приоритетным направлениям  воспитательной деятельности: «Память, за собою позови», посвящённый 70-летию Победы и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся; «К вершине Олимпа», посвящёный внедрению комплекса ГТО и спортивно-оздоровительной и профилактической работе в школе; и проект прошлого года «Добротой себя измерь», посвящённый духовно-нравственному воспитанию учащихся. Хотелось бы обратить внимание на то, что мы не преследуем цель работать лишь по одному направлению воспитательной деятельности. Это просто невозможно. В каждом проекте переплетаются все направления, но, безусловно, тематике реализуемого отводится чуть больше внимания.   
Ключевые слова в теме проекта этого года – «семья», «жизнь», «школьник», «Отечество». То есть, мы  говорим о  жизни школьника в семье и о его жизни в школе и социуме.
Так получается, что ребёнок проводит в образовательном учреждении большую половину времени. И это время мы стараемся заполнять с пользой: уроки, кружки по интересам, тематические встречи, внеклассные мероприятия. Мы стараемся подготовить детей для успешной адаптации в современном обществе. Но, порой, одни наши усилия оказываются тщетными. Трудно приучать ребёнка к трудовому воспитанию в школе, общественно-полезному труду в виде уборки своего личного школьного места, если дома за него все сделано. Сложно заинтересовать книгой, если дома редко читают. Скучной для ребёнка покажется презентация исторических мест, событий, живописи, если экскурсии и семейные выходные дома редкость. Школа учит и воспитывает, но она не способна заменить детям родителей, - сказала Светлана Александровна. Она подчеркнула:
- Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». А нам сложнее работать и с теми, и с другими. Какие они, современные родители?
В начальной школе в рамках проекта «Семья и Отечество в моей жизни» ребята писали мини-сочинение «Я 20 лет спустя».
Светлана Александровна процитировала две работы, в которых один четвероклассник пишет, что видит себя в будущем работником с IP-технологиями, владельцем игровых серверов, другой представляет себя живущим в США и закончившим институт геймдизайна в Канаде.
Как сложно работать с родителями, дети которых стремительно убегают в виртуальный мир! – отметила Светлана Александровна и показала гостям конференции пронзительный социальный видеоролик «Прививка любви», в котором к современным родителям обращается Дмитрий Дюжев. «Пожалуйста! Украдите у себя час. Проведите его с ребёнком. Поиграйте в шашки, шахматы. Это уже прививка любви…» - призвал с экрана знаменитый российский актёр.
Светлана Александровна продолжила:
- Проект «Семья и Отечество в моей жизни» подразумевал активную работу с родителями по всем приоритетным направлениям воспитательной деятельности школы. В ходе проекта рассматривались восемь блоков: «Я и школьная семья», «Мать», «Отец», «Старшие и младшие» (братья, сёстры), «Мудрая старость» (бабушки и дедушки), «История  семьи в лицах» (прабабушки и прадедушки), «Россия - Родина моя», «Братья наши меньшие».  В течение года каждая параллель классов получила  перечень заданий. Основные блоки, требующие тщательной подготовки, были реализованы классными руководителями начальной школы. Они готовили мероприятия ко Дню пожилых людей, Дню матери, включая концертные номера, театральные постановки. Родители, бабушки и дедушки активно и с желанием принимали в них участие.
Учащиеся приглашали родителей и на свои классные часы. Ребята вместе  с родителями готовили исследовательские работы по истории своих семей, заглядывали в семейный архив, учились составлять родословную. Пятиклассники знакомились с семейными династиями. Это происходило в районном краеведческом музее. Дети узнали историю города и района  через судьбы людей.
По-прежнему эффективными формами работы с учащимися являются просмотры фильмов, совместное прочтение книг и написание отзывов. По ним можно судить, насколько результативно и интересно прошло мероприятие в данном классе. Учителя изучали книги Александры Лопатиной и Марии Скребцовой. В них искусно подобраны материалы для совместного прочтения с детьми. Серия «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах» - какие важные темы рассматривают авторы: «Благодарность», «Бескорыстие», «Верность», «Вера в бога», «Добросердечие», «Кротость». Или сборник «Беседы и сказки о семье», где освещены такие темы: «Материнские руки», «Сердце матери», «Мудрость отца», «Школа семьи». Всего 33 темы для беседы.
Не забывали мы и тех авторов, которые писали стихи, рассказы о семье. Это Елена Благинина, Валентин Берестов, Виктор Драгунский, Максим Горький, Алексей Толстой. Внимание  маленьких детей, конечно же, привлекают мультфильмы, ну а дети постарше неравнодушны к  таким фильмам: «Большая семья», «Офицеры», «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Хозяйка детского дома», «Ещё до войны».
Многие классы писали сочинения по различным темам: «Семья и семейные ценности», «Любовь к Родине начинается с семьи», «Крепка семья - крепка Россия». Эти сочинения в качестве домашних заданий получали дети после классного часа.  Их мысли - результат грамотно выстроенного мероприятия, проведенного классными руководителями.
Многие вопросы воспитания детей и взаимоотношения внутри семей рассматриваются и на классных родительских собраниях «Семья глазами школьника», «Семейные ценности», «Глава семьи», «Чему учит отец», «Помоги мне, мама», «Семьёй возродится Россия».
Понятно, что школа  создаёт культурную, воспитывающую среду, в которой развивается личность ребёнка. Но за много лет сотрудничества семьи и школы, как и в этом проекте, мы узнали о появлении семейных традиций, реликвий, совместных дел. Обо всём этом с гордостью рассказывают дети. Поэтому с уверенностью можно сказать о рождении новой школьно-семейной культурной традиции. И, пожалуй, в современной жизни это общение приобретает особую ценность.  Секрет успеха этой работы прост. Все те качества, которые мы воспитываем в детях и дома, и в школе, прививаются лишь в совместной работе, - такими словами завершила своё выступление С.А. Рачеева.
О деятельности школьного отряда юнармейцев, которому совсем недавно было присвоено имя Героя России Дмитрия Григорьева, рассказала заместитель директора Н.В. Шустрова.
Учитель русского языка и литературы Першинской школы Великолукского района И.В. Шамкова поделилась размышлениями о том, как можно на уроках литературы вести профориентационную работу. Ирина Владимировна выступает на каждой конференции и, стоит отметить, завоевала любовь многих участников. Тонко, воздушно, ненавязчиво Ирина Владимировна говорит о глубоком и серьёзном и своей легкой самоиронией может расположить внимание любого присутствующего в зале человека.

Биография достойна уважения
Во второй части конференции своими исследовательскими работами поделились ученица Насвинской средней школы Полина Махмадалиева и десятиклассница средней общеобразовательной школы №9 г. Великие Луки Ольга Шашенкова.
Работа Ольги «Мужество – суть мужчины» (руководитель О.Д. Конеева) была посвящена Али  Надировичу Оруджову. Год, семь месяцев и четыре дня он служил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, был участником войны в этом государстве. Али Надирович награждён медалью «За Отвагу», такое понятие, как «мужество» стойко идёт с ним по жизни, а его биография достойна внимания и уважения.

«Маленькие» люди – опора и гордость страны
Высокую оценку участников конференции получил рассказ 11-классницы Насвинской средней школы Полины Махмадалиевой о своей исследовательской работе «Маленькие люди в истории большой страны» (руководитель О.Н. Романова). Как призналась Полина, на создание этой работы ушёл год. Её целью было сформировать представления об истории своей семьи и её вкладе в историю Родины, а также попытаться сохранить память об ушедшем роде.
- Я родилась в городе Великие Луки, мой отец родом из Таджикистана, но по материнской линии  пять поколений моих предков проживали в поселке Насва.
В 2009 году вся моя семья вернулась на постоянное место жительство в   Насву. Здесь я впервые увидела удивительные  постройки из цельного камня, из больших валунов. Меня поразило, что им больше 100 лет. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что эти   амбары принадлежали моему двоюродному прапрадеду, родному дяде прабабушки Евдокии Васильевны Крымской (Терентьевой). Именно тогда мне и захотелось побольше узнать о своих предках и их судьбах.
Оказалось, в истории моего рода было много взлетов и падений, счастливых и несчастных дней, которые мои родные переживали вместе со страной. Вся моя семья, все мои родственники - простые люди, которые  работали на благо этой страны, не щадили себя, свое здоровье и жизнь. Я думаю, что жизнь маленьких, обычных людей для страны – так же важна, как жизнь людей великих и знаменитых.
Работа оказалась очень трудной, но интересной: я составила родословное древо семьи, отсортировала все фотодокументы, с бабушкой мы разобрали весь домашний архив, сделали запросы в архивы города Великие Луки и Пскова, я работала с сайтами «Подвиг народа», «Не предать забвению» и многими другими, встречалась с жителями деревни, администрацией волости.
В результате работы я выяснила следующее. Мои прапрапрадеды, три брата - Захар, Василий и Владимир переехали в 60-е годы XIX века из Тверской в Псковскую губернию Великолукского уезда. Барин Боковецкий выделил им землю, которую они в дальнейшем купили. Братья были крестьянами, но владели мастерством каменотесов, умели делать бочки, были очень трудолюбивыми.
В 1898 году, когда началось строительство Московско-Виндавской железной дороги, братья продали землю, внезапно разбогатели  и открыли свой бизнес: брат Василий - чайное заведение, а Захар - льнопроизводство, для нужд которого и были построены каменные склады. Поселок Насва стоит именно на землях, купленных у моих прадедов, благодаря им начала застраиваться новая деревня, которую назвали Насвой. Лавки, склады, чайная, торговля с Германией дали возможность Захару Терентьеву стать купцом 1 гильдии.
Но началась революция, потом коллективизация и раскулачивание.
Детям Захара Терентьева - Павлу и Ефросинии - удалось бежать, выпрыгнув из вагона, который вез их за Урал. А дочке второго брата Василия - Евдокии и ее мужу Никандру Крымскому убежать не удалось. Вместе с детьми они на пять лет попали в ссылку.
Моему прапрадеду поставили в вину большую частную собственность - 10 коров, три лошади, 40 десятин земли, по нашим меркам сейчас это почти 44 гектара земли, сельскохозяйственные машины. Все хозяйство он вел сам, иногда только нанимал помощников. В 1930 году он добровольно сдал все государству,  оставив себе  две овцы, корову, двух лошадей. Но это не спасло его от репрессий. В ссылке от голода умер младший сын. Выживали, как могли, ели ежей, мох.
Удивительно, что Ефросинья Тереньева, сбежавшая от властей, в дальнейшем сама была бригадиром рыболовецкой артели на озере Але Локнянского района.
Мой прапрадед нес клеймо сына кулака всю свою жизнь, но умер оправданным: в 1996 году он получил документ, свидетельствовавший о реабилитации всей семьи. Государство выплатило даже денежную компенсацию.
Казалось бы, дети репрессированных должны ненавидеть страну, так их обидевшую. Но когда началась война, дети Никандра Крымского - Сергей, Михаил (мой прадедушка) - пошли воевать, хотя в начале войны детей кулаков не призывали.
Мой прадедушка Михаил Никандрович Крымский прошел третий прибалтийский, второй белорусский, волховский, ленинградский фронты.  Получил 13 наград, в наградном листе написано, что он был очень храбрым, выходил на линию обстрела, налаживал связь, корректировал минометный огонь.
Сестра дедушки работала в Ленинграде, гасила зажигалки, собирала осиротевших детей, размещала их по детским домам.
Евгений Крымский, брат прадедушки, считался пропавшим без вести. Его жена и сын умерли, так и не узнав, где похоронен их муж и отец. Говорили, что он погиб на «Дороге жизни», где работал шофером. Я очень рада, что мне удалось установить его место гибели и захоронения - деревня Плинтовка Всеволжского района Ленинградской области. Он погиб в первый день операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. Почти 70 лет могилы оставались безвестными, только в 2012 году их случайно обнаружили. Надеюсь, что мне удастся съездить к месту захоронения…
Моя прабабушка также участвовала в Великой Отечественной войне, она работала фельдшером в военном эшелоне, была ранена, а после войны работала в городе Новосокольники.
Так получилось, что в роду Крымских рождались только девочки, в результате, моя бабушка последняя, кто носил эту красивую фамилию. Меня всегда удивляло, откуда Крымские в Псковской области. Оказалось, что дедушка был родом из поселка Крымы Опочецкого района, отсюда и фамилия, скорее, даже прозвище.
Все потомки Крымских - люди очень трудолюбивые, отзывчивые, ответственные. Бабушка работала в психоневрологическом диспансере и никогда не жаловалась на своих пациентов и на трудности в работе. Наоборот, когда было нужно, сдавала для больных кровь, за что получила звание «Почетный донор СССР». Она давно на пенсии, но и сейчас не отказывает людям в помощи, делает уколы, консультирует по медицинским вопросам.
Моя семья тяжело пережила перестройку - не было денег, не хватало продуктов. Моя мама, Ю.Е. Чубарова, которая трудилась инженером-конструктором, чтобы хоть как-то выжить, пошла работать в колхоз. А мой отец потерял работу военного переводчика и остался без гражданства.
В России все меняется очень часто, кроме одного - земля всегда помогает выжить. И моя семья вернулась в старинный дом моего прадеда. Мы с бабушкой возделываем землю, которой более 100 лет владели мои предки. Яблони сажал еще сам Никандр Крымский.
Меня волнует тот факт,  что историческая память о людях, событиях  утрачивается у меня на глазах. Склад лабаз, построенный моими предками, в советское время использовался как магазин, в нем размещалась заготконтора. Строение было внесено в госреестр охраняемых памятников архитектуры регионального значения под №382. Но в 2009 году председатель райпо своим приказом подписал ему смертный приговор, продав на вывоз. Местные жители попытались памятник отстоять, однако часть строения была разобрана и увезена. Я пытаюсь сохранить уцелевший флигель 1904 года постройки. После разговора с главой волости мы договорились увековечить память моих предков, а на памятник прикрепить охранную доску. Надеюсь, в скором времени доска будет изготовлена, и это сохранит здание для потомков. Но нужно еще подтвердить официальный статус объекта культурного наследия регионального значения, требуется собрать целый пакет документов.
Я не могу рассказать о всех моих родственниках за 100 лет, но каждый из них, а их несколько десятков, вносил свой вклад в историю страны, работал для ее блага - кондитером, электриком, воспитателем, животноводом, медсестрой, учителем.
Мои родственники своим трудом внесли вклад в развитие сельского хозяйства, своими подвигами приблизили Великую Победу, восстанавливали страну, развивали медицину, воспитывали детей. Несмотря на всю ту боль, которую им причинила власть своими репрессиями, они остались патриотами и работали не только ради себя, но и на благо государства.
Таких «маленьких» людей из простых семей – миллионы. Мы просто не знаем об их подвигах, но именно они являются опорой и гордостью для нашей страны. Их имена, как и имена моих предков, достойны остаться в памяти народа, - подытожила Полина. 
Рассказ Полины – результат кропотливой и сложной работы, которая может служить примером – ведь знать историю своего рода, тем более, такую глубокую, наверняка хочет каждый человек.

Работа продолжается
О книге «Память, за собою позови», в которой увековечена память об учителях-ветеранах, рассказала заместитель директора средней школы города О.Ю. Николаева. Выступление Ольги Юрьевны было посвящено Зое Степановне Шелдашенко. Материал о педагогах собирается с 2013 года. В первом издании книги опубликованы рассказы о 32 педагогах. Готовится информация ещё о десяти учителях. Работа продолжается.
С новинкой православной литературы – книгой Алексея Варламова «Мысленный волк» участников конференции познакомила библиограф районной библиотеки И.В. Петрова.
Еще один постоянный участник майской конференции в школе – педагог дополнительного образования Т.М. Прощенкова. В этот день она не только провела открытое занятие, но и поделилась методическим опытом преподавания предмета «Основы православной культуры» и рассказала о библейской системе духовно-нравственного воспитания.
В заключение присутствующие обменялись мнениями, поделились эмоциями и впечатлениями. Некоторые пожелали выступить на следующей, XVIII конференции.