Экскурсия по городу: нам есть чем гордиться


24 сентября 1901 года было открыто движение по станции Новосокольники. Тогда, ранним сентябрьским утром, гулкий паровозный гудок известил всех о рождении новой станции, из которой впоследствии вырос красивый и уютный городок. Сейчас Новосокольники твёрдо ассоциируются у многих с железной дорогой, вокзалом, сменяющими друг друга поездами.
Одним из самых любимых мест у горожан является сквер Железнодорожников – украшение города и символ уважения новосокольничан к своей истории. Каждый год в День города здесь проходит митинг памяти. Сюда приходят железнодорожники, ветераны, родители приводят детей, а деды – внуков. Приходят, чтобы вспомнить свою историю, войну, поклониться павшим в боях за свободу нашей страны.
Первой в сквере появилась стела – памятник железнодорожникам, погибшим при исполнении служебного долга в 1944 году. Как оборвалась их жизнь? Давайте вспомним события 73-летней давности.
29 января1944 года наш город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Уже в первый мирный рассвет в Новосокольниках сразу же закипела работа по восстановлению города и железнодорожной станции. После окончания продолжительных боёв за город Новосокольники представляли собой сплошные руины. Город пришлось отстраивать заново.
К счастью, в краеведческом музее сохранилось немало старинных фотографий, глядя на которые, мы можем увидеть восхитительной красоты прежнее деревянное здание вокзала, Свято-Никольский храм 1912 года постройки, старые здания земского училища (именно на нём в далёком январе 1944 года гордо развевалось красное знамя), школы №14, которому, к сожалению, войну пережить не удалось, и многое другое.
Отступая под натиском воинов Красной Армии, фашисты разрушали всё, что возможно. Особенно варварски уничтожались железнодорожные пути как стратегически важный объект. Там, где рельсы снять не успевали, полотно разрушалось специальной установкой. Она представляла собой вагон с плугом огромного размера, который вонзался в железнодорожное полотно между двумя рельсами. Вагон тащили двойной тягой, и шпалы ломались, как спички, а рельсы скручивались спиралью. Поэтому восстановление стальной магистрали оказалось очень трудной задачей.
В конце февраля в Новосокольники прибыли бойцы военно-эксплуатационного отделения №10, сформированного на Восточно-Сибирской железной дороге. В короткий срок вместе с уцелевшими и вернувшимися в родной город жителями они сумели восстановить движение по железной дороге. Через станцию Новосокольники пошли первые эшелоны с грузами для фронта.
Немецкое командование не оставило это без внимания. В ночь с 19 на 20 июля 1944 года Новосокольники подверглись массированному налёту немецкой авиации. Несколькими волнами город и станцию атаковали около 60 бомбардировщиков, которые сбросили около 500 бомб разного калибра. Одна из них, кассетная, а точнее то, что от неё осталось, хранится сейчас в районном краеведческом музее и представляет собой устрашающее зрелище.
В результате вражеского налёта погибли десятки железнодорожников, находившихся в ту ночь на посту, и мирные жители. 36 бойцов-сибиряков ВЭО-10 похоронили в братской могиле у железнодорожных путей сразу же.
Оставшиеся в живых бросили все силы на восстановление разрушенной станции, и уже вечером эшелоны пошли на фронт вновь…
В этом же, 1944 году, у братской могилы был возведён монумент, простоявший на этом месте до 1990 года. Затем монумент реставрировали. На новую, уже бетонную стелу с прежнего обелиска перенесли плиту с именами погибших бойцов. Инициаторами реконструкции были Почётный гражданин города Новосокольники Павел Лаврентьевич Храпенков и железнодорожник Григорий Макарович Мороз. Архитектором новой стелы стал москвич, Почётный гражданин города Новосокольники, профессор архитектурного института Серафим Васильевич Демидов.
В 1991 году неподалёку от памятника погибшим железнодорожникам на вечную стоянку был установлен старый паровоз 9П №21582, исключённый из инвентаря ещё 3 марта 1986 года. Этот старый трудяга стал символом стойкости и мужества железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.
Через 24 года, к 70-летию Победы сквер вновь был обновлён. Силами предприятий нашего железнодорожного узла в короткий срок здесь был выполнен колоссальный объём работ по благоустройству, и сквер приобрёл новый современный облик. В нём появился ещё один памятник, символизирующий уважение нашего города и благодарность славной профессии железнодорожника, – гордо стоящий путеец с закинутым на плечо рабочим инструментом - лапой-ломом.
Авторами этого уникального памятника стали известные скульпторы Владимир и Татьяна Оржеховские. А прообразом – Александр Евдокимович Орлов,легендарная личность нашего города. Он был удостоен почётного права заложить в основание памятника капсулу с обращением к потомкам.
В этот же день «проснулся» старый паровоз, стоящий рядом. Оказывается, нет ничего невозможного. Машинисты Сергей Кошин, Сергей Ерофеев и мастер локомотивного депо Денис Башмаков вдохнули в него новую жизнь. Перед началом торжественного митинга машинисты поднялись в кабину паровоза, и по скверу разнёсся гудок, из трубы пошёл дым, а прожектор и буферные фонари засияли ярким светом…
***
В предстоящий День города, в 18.00, в момент возложения венков паровоз вновь станет действующим экспонатом. Об этом по своей инициативе позаботился руководитель нашего эксплуатационного депо Игорь Александрович Фадеев и его сослуживцы.